Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4
Продолжение.
Следующие шаги направлены на облагораживание внешнего вида корпусов. Начну с отверстия под динамик. Задача — скрыть фанерную основу на кромке отверстия. Для этого можно применить шпон, но есть несколько минусов. Шпон тонковат и последующая подгонка элементов отделки будет невозможна.
Решаю применить 3х мм рейку из массива. Подготавливаю брусок темного дерева (wenge), предварительно шлифую и распускаю на ленточной пиле. В итоге получаю тонкие рейки необходимого размера. Чтобы согнуть рейки по форме отверстия, их необходимо разогреть. Затем, определив необходимую длину, прирезаю полосу наискосок, чтобы была возможность плотно вжать кольцо.
Далее щедро смазав клеем обе поверхности, приклеиваю рейку к кромке отверстия. После высыхания клея, срезаю выступающий запас рейки фрезой, используя копировальное кольцо и промежуточный шаблон.
Кромка отверстия получила необходимое оформление, следующий этап — декоративная накладка. Здесь было много идей и достаточно долго перебирал варианты от круглых до многогранных рамок. Но остановился на следующем варианте...
В подготовленных брусках выбираю небольшую четверть, она будет опорной в следующей операции. Затем на циркулярной пиле, наклонив пильный диск и пошагово его поднимая, срезаю часть материала, тем самым формируя профиль.
Готовый профиль имеет поперечные риски оставленные пильным диском. Пытаться удалить их шлифованием бестолку. Это долго и можно испортить профиль, особенно близко к краю. Для этой операции идеально подойдет цикля. Она должна быть у каждого нормального столяра ;), но видать у меня как то не сложилось. Пришлось импровизировать.
На стальной шайбе затянул заусенцу, собственно чем превратил ее в некое подобие цикли. Тем не менее она свою работу выполнила на 100%. Дальше ручная работа, по окончании которой, прирезал профиль под 45° градусов, прошиповал и склеил рамки.
Готовую рамку креплю к промежуточному шаблону (он ранее использовался для изготовления отверстия), используя фрезер с копировальным кольцом, придал отверстию рамки круглую форму. Затем выбрал по периметру четверть. Еще в самом начале задумал отверстие в рамке сделать не цилиндрическим, а коническим. Здесь понадобилась фреза «ласточкин хвост» и небольшой кусок фанеры.
Теперь требуется выфрезеровать углубление для вклеивания декоративной накладки. Чтобы фрезер имел надежную опору, поджимаю снизу фрагмент оставшийся после фрезеровки отверстия. Шлифую небольшие неровности после фрезы для плотного прилегания накладки.
Еще один декоративный элемент, который необходимо изготовить на фронтальной части — это рамка для отверстия фазоинвертора (надеюсь правильно назвал). В принципе ничего сложного, профиль в виде бруска с четвертью и пара фасок на лицевой стороне.
Один неудобный момент — четверть фактически занимает всю ширину бруска оставляя сверху небольшую перемычку. Кто делал подобное, знает, что прогнать такую четверть быстро и качественно не всегда удается. Требуются дополнительные подкладки, упоры и т/п.
Чтобы упростить себе задачу, вместо четверти выбираю паз пазовой фрезой за несколько проходов (уложив брусок плашмя). С таким профилем гораздо легче работать, торцевать, зажимать и т.д., так как он устойчив и есть достаточная база. И лишь в конце, когда рамка была всборе, срезал нижний выступ, получив ту самую четверть.
Теперь можно переходить к внутренней части корпуса и заняться организацией крепления динамика. Еще при обсуждении проекта было условлено, что в данной конструкции должно быть особое крепление динамика — необходимо каким то образом поджимать его к корпусу не используя штатные отверстия.
Мною была разработана специальнуая система крепления. Но прежде, чем приступить к ее изготовлению, необходимо четко обозначить, где расположен сам динамик относительно корпуса. Для этого переношу его контуры на боковину используя карандаш и угольник.
Собственно, теперь про изготавление упорного кронштейна, точнее их будет 4 шт. по 2 в каждом корпусе. Для удобства изготовления применил нестандартное решение с использованием универсального шаблона и дополнительного профиля (большая вероятность того, что до меня его так никто не использовал).
Идея в том, что используя универсальный шаблон и копировальное кольцо, мы получаем прямоугольное отверстие, но если принудительно ограничить траекторию движения самого фрезера дополнительной накладкой на шаблон, то отверстие примет иную, нужную нам форму.
При помощи универсального шаблона была изготовлена только первая деталь, остальные копировались по ней. Каждый кронштейн состоит из двух половинок, внутрь внедрена гайка М10.
Далее все на фото:
В корпусе фрезерую пазы для крепления кронштейнов, устанавливаю их на место и делаею первую примерку. Все это пока без клея, для страховки корпус удерживают струбцины.
Сейчас как раз тот момент, когда можно окончательно склеить боковины корпуса, что собственно и делаю. Пока клей сохнет, продолжаю работу с системой крепления динамика.
Из оставшегося фрагмента фанеры (от отверстия под динамик) фрезерую обжимное кольцо. Примеряю, разрезаю, фрезерую, снова примеряю. Очищаю корпус от «наскальной живописи», и окончательно вклеиваю всю систему крепления. Но, так как вклеить одновременно всю конструкцию в три стороны не получается, то одну из деталей делаю составную. Это позволит решить задачу и конструкция будет очень крепкой, что сам позже проверил.
Можно окончательно приклеивать фронтальную панель. Наношу клей в пазы, вставляю шипы, фиксирую все струбцинами. После затвердевания клея можно удалить все его остатки как внутри, так и снаружи корпусов.
P.S. Если вы обнаружили ошибку в тексте, укажите это в комментариях или напишите мне на e-mail.