Кухонная столешница из натуральной древесины Wenge. Часть — 1 | Часть — 2
Проект: февраль 2009
На самом деле, начало проекта было заложено еще в конце лета 2008 года.
В одной из бесед с Алексеем Шемотюком (главным архитектором архитектурной группы «Концумая») обсуждалась идея и возможность изготовления кухонной столешницы из цельного дерева.
А в начале 2009 года пришло время воплощать идею в жизнь. И вот мы вдвоем в течении нескольких часов выискиваем необходимую доску wenge из огромного штабеля 6ти метровых досок. Работа была «веселая», так как вес каждой доски превышал полторы сотни кг (удельный вес wenge около 840кг/м3) В итоге удалось выбрать две доски необходимого качества и рисунка.
Один из редких случаев, когда мне не пришлось самому делать чертежи, все было подготовлено, размеры проставлены. Предстояло воплотить идею, а уж как это сделать — задача возлагалась на меня.
Учитывая, что ширина будущей столешницы больше 650 мм, а ширины одной доски недостаточно, то столешница будет склеена из двух досок. Чтобы подготовить доски для склейки, необходимо сделать на каждой ровную плоскость на фуганке и выровнять по толщине в рейсмусном станке, но! при таком весе, ширине и длине реализовать привычными способами не представляется возможным.
Для этого решил изготовить стол-платформу по которому будет передвигаться самодельная каретка с электрорубанком. Вся конструкция будет выполнять роль «фуганка-рейсмуса».
Для изготовления конструкции стола-платформы использовал листы березовой фанеры форматом 3000×1500×21. Чтобы придать столу абсолюную жесткость, все ножки прокручивалось шурупами к полу. Горизонтальная плоскость выставлена по лазерному уровню с точностью в пределах 1 мм на 6 метров.
«Верстак» готов. Теперь необходимо подготовить доски. Сщищаю грязь с коры, укладываю доски поочередно лицевой стороной вверх. Фиксирую в нескольких местах по торцам. При обработке первой стороны снизу подкладывались пластиковые пластинки для устранения люфтов. Передвигая рубанок в каретке постепенно вывожу плоскость всей доски.
Затем доска переворачивается, снова фиксируется (уже без прокладок) и обрабатывается таким же способом. В результате на финише получаем толщину 45 мм при начальных 54 мм.
Доски обработаны по плоскости, но для склейки необходимо обработать кромку. Основная идея — добитmься абсолютного прилегания кромок друг к другу по всей длине. Щели или другие дефекты крайне нежелательны. Чтобы выполнить эту задачу, предварительно (с припуском) обрезал доски и сложил их вместе в том положении, в котором будет производится склейка.
Затем установил шину-направляющую таким образом, чтобы пильный диск попадал по центру стыка. Сделал (общий для обеих досок) пропил на глубину около 15 мм. Выставлять пилу сразу на всю глубину не стал, так как древесина очень плотная, а при высокой нагрузке на пильный диск, возможны небольшие уводы в сторону. Оставшийся выступ на кромке обработал ручным фрезером и обгоночной фрезой с подшипником.
Кромки подготовлены для склейки. Теперь необходимо фрезеровать пазы для шипов «Domino». Для этого делаю разметку на предварительно наклеенной малярной ленте. Фрезерую пазы, вставляю шипы и произвожу тестовую сборку без клея. Убедившись, что все сходится, наношу клей и сдавливаю заготовки струбцинами до полного высыхания клея.
После того, как клей высох, необходимо сделать предварительную шлифовку всей поверхности столешницы. Для этого сначала применил ленточную шлифмашину с рамкой, а затем для удаления продольных царапин, шлифовал эксцентриковыми шлифмашинами. После чего можно было реально оценить качество склейки. Оно оказалось на должном уровне по всей длине столешницы.
Теперь проверяю размеры, обрезаю припуски и слегка скругляю кромки.
Необходимо сделать разметку столешницы и согласно чертежам вырезать отверстия под встраиваемую технику. Так-как древесина wenge — темная, то разметку лучше делать на предварительно наклеенной малярной ленте.
Окна вырезал погружной пилой по шине-направляющей. Чтобы зафиксировать шину в нужном месте, ее торец соединил с универсальным шаблоном. Шаблон в свою очередь прижимал к столешнице струбциной. Прорезав пазы пилой со всех сторон (с использованием ограничителя отдачи), дорезаю лобзиком незахваченный пильным диском фрагмент.
Доски склеены, столешница обрезана в необходимый размер, вырезы под технику готовы...
Предстоит следующий этап работ. Связан он с тем, что изделие изготовлено из натуральной древесины, которая реагирует на сезонные колебания температуры и влажности. Основная задача в том, чтобы дать возможность столешнице из wenge «дышать» по ширине, но при этом исключить малейшее возможности появления прогибов. Иными словами столешница может становится шире-уже на несколько миллиметров в год, но при этом, должна оставаться абсолютно плоской.
Для этого внутрь столешницы будут вставлены металлические полосы сечением 8×22 мм. Полосы находятся во фрезерованных пазах и удерживаются вклеенными трапециевидными клиньями с поперечным расположением волокон. Это для того, чтобы клин мог так-же изменятся, не создавая противодействия столешнице.
После «вживления» металлических стержней в столешницу, дополнительно решил ослабить внутренние напряжения и возможные сезонные деформации. Для этого при помощи фрезера «Domino» фрезеровал отверстия, которые заполнял полиуретановой пеной и затем шпаклевал.
Небольшое отступление.
В виду того, что столешница склеена из двух частей, а одна из досок имела на лицевой стороне светлый фрагмент заболони, то этот участок попадал на линию склейки и создавал нежелательный контрастный эффект.
Решено было над ним «поработать». Выбрал небольшой фрагмент wenge, наиболее подходящий по рисунку, сделал из него ламель приблизительно 10мм толщины. При помощи фрезера и универсального шаблона сделал занижение под ламель.
Здесь остановлюсь немного подробней. Как правило, достаточно сложно сразу попасть в нужный размер, чтобы вставка плотно легла на свое место. Приходится делать паз, а под него подгонять вставку.
В моем случае делал наоборот — вставка была готова, паз делал немного меньше. Затем не снимая шаблон, ослабил только одну сторону и немного увеличил внутренний размер. Со второго раза ламель плотно вошла на свое место. После того, как клей застыл, осталось выровнять все по плоскости.