Проект: июнь 2006
Рецепция «Volute» — это совместный проект. Я являюсь его соавтором, но никогда не пересекался лично с заказчиком. Все вопросы решались через посредника. Хоть и не терплю таких ситуаций, но все же дал свое согласие, так как понравилась идея.
Как часто бывает в таких проектах, подрядчик получает чертежи, техзадание и... вперед. В процессе уточняются детали, размеры и другие нюансы.
Но это не тот случай. Эскиз конечно предоставили, размеры базовые указали, на этом все закончилось.
Пришлось надолго засесть за компьютер и начать все расчеты с нуля.
Сложность этого проекта заключалась именно в его форме. На предоставленном эскизе были указаны четкие радиусы, но я решил взять за основу правильную спираль, а это вносило определенные технические сложности. Понятно, что после этого одинаковых радиусов небыло.
Долго прорабатывал каждый элемент, его сопряжение, крепление и т.д. Замечу, столешница так-же не в одной плоскости. По всей ее длине присутствует перепад по высоте, хотя и он непостоянен.
В итоге, когда с расчетами было закончено, сделал черновую спираль из ДВП — прототип цоколя рецепции. Его и повезли на «примерку».
Ниже, на первой фотографии эскиз, который получил от архитектора. Следующие фото — это фрагменты моих поисков идеальной формы.
Хочу обратить внимание! В тот период небыло возможности использовать станки ЧПУ для раскроя деталей сложных форм. Все приходилось делать самостоятельно. Для этого делал лекала в натуральную величину. Распечатывал фрагменты на принтере формата А4 и затем склеивал скотчем. Занятие не для слабонервных...
Начал с изготовления столешницы. Точнее с заготовки фанерных фрагментов. Столешница многослойная из 6 слоев 6мм фанеры. Стыки каждого следующего слоя смещены относительно предыдущего. Таким образом конструкция не теряет прочность.
Не смотря на то, что лекало изготовлено из обычной бумаги, точность его очень высока. На нем помимо формы указано огромное количество контрольных точек с координатами, которые легко выставить и проверить на фанерном листе.
Обрисовав шариковой ручкой край лекала, надрезаю верхний слой фанеры стамеской. Надрез делаю в двух местах. Первый — прямо по нарисованной линии, второй в 2х миллиметрах рядом. Делаю это для того, чтобы исключить сколы при пилении лобзиком. Тогда мой лобзик еще не имел противоскольных вкладышей.
Первые фрагменты одного слоя используются как шаблоны для клонирования последующих.
Начал склеивать фрагменты слоев столешницы. Пока клей застывал, подготовил остальные спиральные элементы каркаса.
Затем нарезал перемычек и начал сборку корпуса. Все соединения прошипованы и склеены. Для временной фиксации использовал шурупы.
Теперь можно заняться столешницей. Столешница будет съемная, фиксация к корпусу осуществляется через направляющие шипы. Шипы достаточно большие, сечением 40×50мм. Для шипов необходимо фрезеровать окна при помощи небольшого шаблона и фрезера с копировальным кольцом.
Затем, из подготовленных «слоев» постепенно формируем столешницу. Каждый слой поджимается к предыдущему струбцинами и фиксируется шурупами. После высыхания клея, шурупы выкручиваются. Последний слой клеим без шурупов.
Фанерное основание столешницы облагораживаем дубовыми ламелями толщиной 6мм. Ламели клеятся небольшими фрагментами с постепенным изменением направления волокон.
Направление волокон меняется по спирали, согласно расчетам (пример выше). Стык соседних групп ламелей фрезерую специальной фрезой, формируя декоративный руст. Параллельно «примеряю» фанерную обшивку.
Хочу уточнить, что фанерная обшивка имеет два слоя по 4мм. Первый слой приклеен к ребрам каркаса на ПВА. Временно склейку фиксировал шурупами. Через некоторое время приклеивал второй слой. Фанера клеится таким образом, чтобы стыки первого слоя не совпадали со стыками второго слоя.
Каркас подготовлен. Можно снова вернуться к столешнице. На этом этапе фанеруется нижняя сторона столешницы и приклеивается кромка. Назвать традиционной кромкой сложно, так как здесь это набор деревянных «косточек». Процесс наклеивания хоть и долгий, но результат радует.
Любые изделия подобных размеров имеют один существенный недостаток — они не входят целиком в проемы. Следовательно конструкция должна быть разборной. Для этого, еще на этапе проектирования я учел этот момент и рецепция имеет съемный цоколь и столешницу. Это значительно облегчает задачу, но центральная часть корпуса все еще не войдет даже в широкий проем. Выход — резать! Тем более, что в конструкции это предусмотрено.
Параллельно были заготовлены детали дубовой обкладки. Все элементы гнулись каждый по своему месту.
Дальнейшие работы по рецепции были связаны с дубовой обкладкой, резными элементами и медными вставками. К сожалению, фотографий процесса нет. В основном промежуточные этапы.
C обкладкой вопрос закрыт. Теперь можно приступать к отделке кожей корпуса рецепции. Задача приклеить к корпусу фрагменты кожи. Клеилось все на ПВА, важно было равномерно наносить клей, чтобы он не проступил на лицевую сторону. После высыхания клея осталось срезать излишники кожи и установить дубовые элементы на место.
Параллельно изготавливалась внутренняя столешница с выдвижной полкой для компьютерной клавиатуры. Устанавливались в корпус подрозетники, проводились каналы для кабелей. Производилась поэтапная окраска. Работа шла к завершению и на этом этапе приходилось часто собирать-разбирать рецепцию.
Пришло время окончательной сборки в мастерской, проверка работы подсветки. Далее снова разборка, упаковка и транспортировка на объект.
Через некоторое время, после подсоединения всех систем, сделал пару фотографий уже готовой и функционирующей рецепции. Замечу так же, что на этот объект было изготовлено еще несколько изделий — стол руководителя и небольшая стойка для книг и цветов. Но о них в другой теме...